Проект Ту-160М2 скоро будет доступен для ВКС РФ
При этом, разговор идет о том, что в железе уже создан силовой агрегат для этой машины, который в рамках стендовых испытаний показал отличные характеристики, полностью соответствующие изначальному техническому заданию.
Работы ведутся на основе двигателя НК-32, которым с 1983 года оснащается базовая версия Ту-160, и это является логичным решением, учитывая, что планер в рамках этого проекта сохраняется без изменений, а, значит, не стоит менять и массагабаритные характеристики первоначального двигателя….
При этом, новая версия двигателя НК-32 имеет широкие перспективы, учитывая, что сегодня кроме Ту-160М2 разрабатывается и ПАК ДА – перспективный комплекс дальней авиации, который через несколько десятилетий должен стать основой стратегической авиации ВКС РФ.
В этом контексте, новая версия Ту-160 должна стать промежуточным вариантом для ВКС РФ перед ПАК ДА для обновлению российского парка стратегической авиации, который сегодня составляют машины, выпущенные, в лучшем случае, в самом начале девяностых годов.
Если раньше по стратегической авиации было много вопросов – в силу огромной стоимости таких воздушных судов, речь в основном шла о продлении их ресурса, то сейчас в Москве сформировалась четкая позиция, что России необходимо иметь современные и эффективные силы дальней авиации….
Новый двигатель даст Ту-160М2 дополнительные возможности
Военный эксперт Алексей Леонков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что модернизация Ту-160 до версии М2 предполагает несколько комплексов опытно-конструкторских работ.
«Это в первую очередь замена всей радиоэлектроники, а также разработка усовершенствованной версии двигателя НК-32 под индексом 02. Этот двигатель будет серьезно отличаться от предыдущих версий этого силового агрегата, станет более экономичным, а его компоненты будут полностью переведены на цифровое управление», – констатирует Леонков.
По словам Алексея Петровича, новый двигатель положительно скажется на характеристиках Ту-160М2 и позволит этой машине выполнять больший объем работ, чем были способны предыдущие версии данного стратегического бомбардировщика.
Другой вопрос, что сегодня нельзя говорить о том, что этот агрегат станет также компонентом перспективного проекта ПАК ДА, поскольку по последнему существует очень много вопросов….
В настоящее время идет дискуссия об облике ПАК ДА
«Дискуссия о том, какой будет новый стратегический бомбардировщик – дозвуковым, как Ту-95, или сверхзвуковым, как Ту-160, имеет сегодня очень серьезный накал. Например, предыдущий командующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев говорил о дозвуковой версии данного бомбардировщика, но на текущий момент позиция здесь была изменена, и теперь речь идет о сверхзвуковом самолете», – заключает Леонков.
Это важный момент, поскольку в дозвуковом варианте стратегический бомбардировщик будет просто носителем оружия, а в сверхзвуквом исполнении его оперативные возможности могут быть серьезно расширены, как, собственно, это было и с Ту-160 в конце восьмидесятых годов.
«Поэтому неудивительно, что сейчас идут дополнительные исследования с тем, чтобы определиться, каким должен быть ПАК ДА», – констатирует Леонков.
В данном вопросе, как замечает эксперт, разговор идет о «самолете будущего», поскольку такой подкласс военной техники, как стратегические бомбардировщики, представляет собой чрезвычайно дорогой ресурс и является носителем крылатых ракет, в том числе, и с ядерным оружием….
В России с советских времен остались наработки по стратегическим бомбардировщикам
«И здесь очень большую роль играет то обстоятельство, что наши оппоненты в лице США сегодня прилагают большие усилия по разработке сверхзвукового оружия и оружия, основанного на так называемых иных физических принципах. Все это говорит о том, что живучесть такого летательного аппарата, как ПАК ДА, должна быть краеугольным камнем в его проектной разработке», – резюмирует Леонков.
Однозначно, что здесь не может быть и речи об одноразовом применении такой машины в рамках глобального конфликта, и это говорит нам о том, что в новый стратегический бомбардировщик должны быть заложены характеристики, которые существенно повысят его живучесть.
«Таким образом, в этот боевой самолет должны быть заложены характеристики, которые позволят ПАК ДА не только выполнить свою боевую задачу, но и возвращаться на аэродром базирования, а это в условиях глобального конфликта будет очень сложно сделать, имея только дозвуковую скорость. Именно по этой причине, кстати говоря, и возникла данная дискуссия о будущем облике этого стратегического бомбардировщика», – заключает Леонков.
Кроме того, подобные разработки уже были сделаны в рамках ОКБ «Туполев», где было целых два проекта по стратегическому бомбардировщику с принципиально новыми скоростными и боевыми характеристиками.
«Это такие проекты, как Ту-260 и Ту-360, в рамках которых даже были проведены опытно-конструкторские работы. Данные машины были, в целом, похожи на Ту-160, но отличались от него компоновкой, количеством и качеством силовых агрегатов», – констатирует Леонков….
Здесь можно отметить, что Ту-260 создавался с расчетом достижения крейсерской скорости в 4 маха, а Ту-160 – в 6 махов, что, в конечном счете, сделало бы их неуязвимыми для абсолютного большинства средств противодействия вероятного противника.
«И здесь необходимо вспомнить, что вопрос двигателей вместе с отсутствием финансирования и стал в девяностые годы тем краеугольным камнем, который не позволил этим проектам осуществиться. И это говорит нам о том, что то обстоятельство, что в рамках Ту-160М2 силовые агрегаты уже созданы, гарантирует нам то, что этот самолет в ближайшие годы точно будет принят на вооружение», – резюмирует Леонков….
Источник: https://rueconomics.ru/282876-novyi-belyi-lebed-stanet-prototipom-strategicheskogo-bombardirovshchika-sleduyushchego-pokoleniya#from_copy